Ikeahoff.ru

IKEA Hoff
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Крещенский сочельник. Баллада Жуковского «Светлана»

Раз в крещенский вечерок…

Маковский. Святочное гадание

Многие из нас со школьной скамьи помнят балладу русского поэта Василия Андреевича Жуковского (1783—1852) «Светлана» (1808—1812). Вот её начало.

Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счетным курицу зерном;
Ярый воск топили;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны.

Из него понятно, что действие баллады происходит в Крещенский сочельник«крещенский вечерок», а девушки заняты одним из самых таинственных святочных обрядов — обрядом гадания. В старину он был популярен среди людей, которые хотели узнать, что их ждёт в будущем, но, главным образом, к нему прибегали незамужние девушки, стараясь предсказать, скоро ли им идти под венец, и каким будет их суженый. Для этого применяли различные виды гаданий, самые значительные из которых упомянул Жуковский. Попытаемся немного рассказать о каждом из них.

Сохранение момента импульса

Импульс – это величина, подчиняющаяся Законам сохранения. Для вращательного движения Закон также остается в силе. Закон сохранения момента импульса гласит:

Для замкнутой системы суммарный момент импульсов всех материальных точек остается постоянным во времени.

То есть, также, как и для поступательного движения, момент импульса системы может изменяться только лишь при внешнем воздействии на нее.

Вне этих воздействий могут меняться составляющие момента импульса, но не сам момент импульса. Например, при упругом столкновении двух материальных точек равной массы, они могут полностью изменить направление вращения, и, таким образом, момент импульса каждой поменяет знак. Однако, если суммарный момент импульса этих двух точек был нулевой, то и после столкновения он останется нулевым.

Читайте так же:
Как снять вешалку для полотенец в ванной

Вращение любого тела рано или поздно прекращается в результате трения. Однако, Закон сохранения момента импульса здесь не нарушается, поскольку система не замкнута. Момент импульса уменьшается за счет того, что энергия вращающегося тела уходит, превращаясь во внутреннюю энергию трущихся поверхностей.

Закон сохранения момента импульса, также, как и Закон сохранения импульса для поступательного движения – это следствие симметрии пространства, то есть, равноправия всех точек пространства для физических законов.

Законы сохранения и их связь с симметрией

Рис. 2. Законы сохранения и их связь с симметрией.

Формула Закона сохранения момента импульса записывается следующим образом:

Центр города Жуковского

Главная площадь города Жуковского и его «старый» центр представляют собой интересный архитектурный ансамбль классического конструктивистского стиля 1950-х годов. Прямо из центра площади можно увидеть крупнейшие произведения классической архитектуры сталинского времени. Как производственной (аэродинамическую трубу Т-105 и инженерный корпус ЦАГИ), так и жилищно-социальной (Дворец культуры, широкий озеленённый бульвар, кварталы жилой застройки).

Центр города Жуковского

Центр города Жуковского

В прогулках по улицам «старого» города, можно прочувствовать архитектурное и культурное дыхание той далёкой эпохи.

История создания

В. А. Жуковский написал стихотворение «Вечер» в 1806 году. Тогда он, окончив Московский пансион, находился в селе Мишенском. Картины природы, которые В. А. Жуковский видел в этом селе, подталкивали поэта на создание романтической элегии.

Что Василий Жуковский хотел сказать стихотворением «Вечер»?

Основная мысль произведения в том, что хорошие и задорные времена юности, с их беззаботностью, гуляниями и обещаниями быстро испаряются во взрослой жизни, единственным логичным и скорым завершением которой становится смерть и приход на место поэта нового поколения. С другой стороны, сам лирический герой сознательно на это идет для того, чтобы посвятить оставшееся ему время и силы своей музе, а значит и романтической поэзии.
В этом стихотворении нет отсылок к биографии, но за его строками можно почувствовать, что автор многое пережил, причем и плохое, и хорошее. Емкие и красочные метафоры, описывающие живую природу, растения, умиротворенных людей и солнечный свет, отражают суть романтизма, его возвышенность и утонченность. В этих стихах заметно некоторое подражание зарубежным поэтам, однако Жуковский мастерски насытил его русским колоритом.
С другой стороны, драматическое окончание, подразумевающее скоротечность и сложность жизни – то есть ее полную противоположность чувственности и утонченности, усиливает эффект. Невольно и сам при прочтении вместе с героем задаешься вопросом, а не променял ли я дело своей жизни на ерунду и как скоро закончится самая интересная пора собственного существования.
Можно подытожить следующее, русский романтизм, начавшийся с витиеватой, утонченной элегии Василия Жуковского «Вечер» одновременно и воздушен своими метафорами, и суров, даже жесток поднимаемыми темами. Это произведение и по сей день способно всколыхнуть в человеке как радость и умиротворение, так и сомнения, сильные переживания.

Читайте так же:
Скамейка для медитаций своими руками

Жуковский писал эту балладу под впечатлением от собственной несчастной романтической любви осенью 1814-го. Несчастливые житейские сюжеты обернулись всплеском вдохновения. В этой балладе говорится о двух возлюбленных, которым вместе быть не суждено. В Минвану, дочь могущественного властителя Морвены Одала, влюблен простой певец и поэт Арминий. Он понимает, что отец никогда не отдаст ему дочку, но продолжает встречаться с девушкой тайно. И она тоже любит его – это настоящее юное чувство, искреннее и светлое.

Конечно же, отец прознал о тайных встречах и изгнал Арминия: дочь знатного человека достанется лучшему из лучших — могущественному царю или воину, а не романтичному поэту. Арминий, понимая, что может никогда не вернуться к любимой, оставляет на память о себе и своей любви эолову арфу, привязанную к ветвям дерева, под которым проходили свидания. Конечно, он обещает, что вернется, а пока пусть милую утешают звуки арфы…

Проходят годы, девушка сохранила в сердце любовь к поэту и возвращается к ветвям дерева, слышит таинственные звуки, говорящие об их любви. И тут она понимает, что Арминия больше нет в живых, а в струнах арфы играет, скорее всего, не просто ветер, но его душа, его любовь. Но и сама Минвана готовится к смерти… Финал баллады грустен и светел одновременно, как это принято в русской поэзии золотого века: влюблённые обретают друг друга после смерти, наконец-то соединяясь в ином мире, у своего заветного дерева. Любовь и музыка торжествуют!

Кажется, в сюжете мало оригинального: все это похоже на Ромео и Джульетту, Тристана и Изольду – вечный европейский мотив романтической, несчастной любви, которая неразрывно связана со смертью. Этот «европейский акцент» в балладе очень хорошо выдержан – дубовые рощи, замки, германские имена… Конечно, влюблённые обречены – совершенной любви нет места в этом мире, в котором правят совершенно иные, почти дьявольские силы.

Читайте так же:
Что может сломаться у вешалки

Большая часть текста баллады посвящена свиданиям влюбленных, их страстным диалогам – это язык самой любви. Строки Жуковского очень музыкальные, напевные – почти сладкие. Кажется, его поэзия сама подражает музыке, той смой эоловой арфе. И это очень грустная музыка – романтизм того времени был слезлив, это считалось хорошим тоном. Он, в общем, недалеко ушел от сентиментализма Карамзина.

Однако Жуковский не был глупым, сентиментальным юношей – он был взрослым и разумным человеком, пережившим любовную трагедию. Он знал о чем писал – о том, что нет на земле утоления влюбленным. Они обречены. Любовь трагична сама по себе – это не поиски счастья, но вечная мука. Вот почему влюбленные всегда полны пророческой тоски – они предвидят горький конец. Прощаясь с милой, Арминий знает, что не увидит ее больше.

Внешние обстоятельства в поэме не так важны. Например, рассказывая об изгнании поэта, Жуковский почти ничего не рассказывает: нет душераздирающей сцены с отцом, мы не видим, кто и как выгоняет Арминия из замка. Никаких подробностей. Поэт целиком и полностью сосредоточен на чувствах героев, их внутреннем мире, на каждом душевном движении. Кажется, что их души и сердца сами превращаются в волшебную эолову арфу, они способны на необычайную тонкость и сложность переживания, звучания. И, как обычно у романтиков, пейзаж в балладе нужен только для того, чтобы вторить мукам героев, подчеркивать их чувства.

Жуковский подчеркивает, что Арминий сохранил верность своей возлюбленной, не переставая думать о ней ни на минуту. А девушка готовится к смерти не только с тоской, думая о том, что не сложилось их земное счастье, но с надеждой на встречу. Других надежд судьба им не дала. Мы видим, что для влюбленных земная жизнь – обуза и помеха, она не нужна, ее несут как бремя.

Читайте так же:
Бетонные ножки для скамеек своими руками

Что такое скамейка?

Скамейка

Скамейка, как и лавка, тоже имела изначально совершенно другой вид и служила для других целей. В древности это больше выглядело как переносная подставка, которую устанавливали под ноги. Со временем скамейка превратилась в удобное сиденье на высоких ножках и со спинкой. Некоторые модели оснащаются и подлокотниками, что придает скамейке законченный вид.

Служила такая скамья для отдыха после обеда, а в некоторых случаях — и для сна. Скамейку застилали тюфяками или обшивали красным сукном. Еще позже их начали устанавливать в садах и на аллеях. Скамейки приобрели изысканный вид за счет кованых опор и подлокотников, а спинки украшали резьбой.

История создания «Слова о полку Игореве»

  1. Первая группа ученых считает, что песнь записал один из монахов, участвовавших в битве, в 1185 или 1187 году. Скорее всего, это был человек из духовенства, который специально пошел в поход для того, чтобы прославить князя. Эта точка зрения не лишена оснований, так как поэма написано очень грамотно, а образованные люди встречались в то время только среди духовного сословия. Автор целенаправленно не подписался под произведением, так как не хотел никакой славы. Его цель — призыв к единению. Чтобы победить врага, нужно не бояться, а всем вместе давать отпор обидчикам.
  2. Так случилось, что рукопись была утеряна. Лишь в 18 веке её обнаружил граф Мусин-Пушкин, он переписал рукопись более доступным для современников языком. В 1812 году оригинал «Слова» сгорел в огне пожара, остались только копии, сделанные графом. На этом основании появилась точка зрения, что «Слово» написал Мусин-Пушкин.Основанием этой версии некоторые считают подходящую образованность графа: был историком и археографом. Официальная точка зрения: «Слово о полку Игореве» — древнерусское произведение, созданное в 1185 или 1187 г.
голоса
Рейтинг статьи
Читайте так же:
Табуретка рисунок карандашом
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector